Обжалование действий/бездействий заказчиков
Основания для подачи жалобы на действия заказчика в ФАС
При проведении процедуры закупок как в соответствии с 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ нарушаются права участников процедур закупок. Участник процедур закупки вправе подать соответствующую жалобу в ФАС (либо в территориальный орган), которая является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в том числе и в сфере закупок.
Обжалование в соответствии с 44-ФЗ регулируется главой 6 44-ФЗ, и предусматривает обжалование действий/бездействий: заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, а также ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, сотрудников оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника процедуры закупки.
Можно выделить основные причины для подачи жалобы (по мнению участника процедур закупок) по 44-ФЗ:
- обжалование документации о закупке (в том числе техническое задание, проекта договора, правил проведения закупки), которая не соответствует действующему законодательству (44-ФЗ, 223-ФЗ, 135-ФЗ и пр.);
- нарушения, связанные с нарушением порядка допуска заявок и их рассмотрения;
- действия/бездействия оператора электронной площадки;
- действия/бездействия уполномоченного органа;
- любые другие основания, в соответствии с которыми участник процедуры закупки подает жалобу.
Подача жалобы в соответствии с положениями 223-ФЗ осуществляется по следующим основаниям (ч.10 ст.3):
- неразмещение в единой информационной системе (ЕИС) положения о закупке, вносимых в него изменений, информации о закупке, подлежащей в соответствии с 223-ФЗ размещению в ЕИС, или нарушения сроков такого размещения;
- предъявление к участникам процедур закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
- осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
- неразмещение или размещение в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у СМП и ССП.
Подача жалобы в соответствии с 223-ФЗ регулируется также федеральным законом от 26.07.2006 N135-ФЗ «О защите конкуренции». В положениях этого закона также предусмотрены иные основание подачи жалобы в УФАС, в том числе:
- создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
- нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
- участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Однако, это не означает, что участник процедур закупок не может подавать жалобы по иным основаниям. Может. Это означает, что при подготовке и подаче жалобы необходимо определиться какие именно основания имеются для обжалования.
Жалоба в соответствии с 44-ФЗ подается в антимонопольный орган в письменной форме, также признается подача жалобы в виде электронного документа с использованием электронной подписи. По нарушениям законов 223-ФЗ и 135-ФЗ предусмотрена возможность направления жалобы в антимонопольный орган посредством факсимильной связи (если у кого-то еще такое есть). В зависимости от того, какие именно действия/бездействия обжалуются, предусмотрены следующие сроки для подачи жалобы в ФАС:
1. Обжалование в соответствии с 44-ФЗ:
- Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок;
- Обжалование действий/бездействий заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего -- не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений, протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом -- с даты подписания соответствующего протокола;
- Обжалование действий/бездействий оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий/бездействий;
- Обжалование действий/бездействий заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с заключением контракта -- не позднее даты заключения контракта.
2. Обжалование в соответствии с 223-ФЗ, 135-ФЗ:
- обжалование действий/бездействий организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии -- не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, со дня такого размещения;
- в случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий/бездействий организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии -- в течение 3 месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, со дня такого размещения.
Наши специалисты могут помочь Вам грамотно отстоять свои интересы на всех этапах -- от подготовки и подачи жалобы в антимонопольный орган, до присутствия (представления) интересов стороны в антимонопольном органе, а если потребуется то и в других органах (арбитражный суд и т.п.).
Стоимость подготовки жалобы
- мин. срок подготовки от 30 минут
- разъяснения по форме и содержанию жалобы
- консультация как подать жалобу
- сопровождение жалобы до рассмотрения
- представительство в ФАСе
- полное сопровождение